Главная / Расточка и хонингование блока цилиндров

Расточка и хонингование блока цилиндров

engine

Расточка блоков применяется для восстановления правильной геометрической формы цилиндра, для получения на его поверхности антифрикционного слоя и необходимого теплового зазора между поршнем и цилиндром.

Блок цилиндров (или блок-картер) воспринимает нагрузки от вращающихся и поступательно движущихся деталей. Обычно рядные четырехцилиндровые двигатели имеют блок, который отлит из легированного чугуна. При этом гильзы цилиндров с блоком составляют единое целое. Они образовывают так называемую рубачку охлаждения между гильзами и наружными стенками.

В нижней части блока цилиндров находятся отверстия, которые получили название "постели" для вкладышей подшипников коленвала. Обработка постелей осуществляется на специализированном, высокоточном оборудовании.

Технология расточки блока предусматривает:

  • соосность отверстий всех постелей блока;
  • одинаковый размер (диаметр) всех постелей (за исключением специальных конструкций);
  • перпендикулярность осей постелей и цилиндров;
  • параллельность плоскости разъема блока с головкой и оси постелей;
  • параллельность осей постелей вспомогательных и распределительного валов (если они установлены в блоке) оси постелей коленчатого вала.

На практике установлено, что все отклонения от перпендикулярности и параллельности не должны превышать половины рабочего зазора деталей. При зазоре 0,04-0,06 мм это составляет не более 0,02-0,03 мм.

Большая нагрузка и пробег способствуют сильному износу рабочей поверхности цилиндров. С одной стороны, происходит износ верхней части цилиндра, а с другой - поверхности цилиндра в плоскости вращения кривошипа, которая контактирует с юбкой поршня. В результате этого цилиндр становится овальным. Кроме того часто на цилиндрах появляются продольные царапины. Это связано с попаданием с воздухом и топливом (сверху) или с маслом (снизу) различных частиц загрязнений и продуктов изнашивания деталей.

При правильной расточке блока цилиндров обеспечивается:

  1. низкий расход масла;
  2. высокая компрессия (малые утечки газов через кольца);
  3. большой ресурс деталей цилиндро-поршневой группы;
  4. работоспособность колец и цилиндров при длительных высоких нагрузках;
  5. низкий коэффициент трения колец при движении в цилиндре;
  6. малое время приработки деталей цилиндро-поршневой группы.