Расточка блоков применяется для восстановления правильной геометрической формы цилиндра, для получения на его поверхности антифрикционного слоя и необходимого теплового зазора между поршнем и цилиндром.
Блок цилиндров (или блок-картер) воспринимает нагрузки от вращающихся и поступательно движущихся деталей. Обычно рядные четырехцилиндровые двигатели имеют блок, который отлит из легированного чугуна. При этом гильзы цилиндров с блоком составляют единое целое. Они образовывают так называемую рубачку охлаждения между гильзами и наружными стенками.
В нижней части блока цилиндров находятся отверстия, которые получили название "постели" для вкладышей подшипников коленвала. Обработка постелей осуществляется на специализированном, высокоточном оборудовании.
Технология расточки блока предусматривает:
На практике установлено, что все отклонения от перпендикулярности и параллельности не должны превышать половины рабочего зазора деталей. При зазоре 0,04-0,06 мм это составляет не более 0,02-0,03 мм.
Большая нагрузка и пробег способствуют сильному износу рабочей поверхности цилиндров. С одной стороны, происходит износ верхней части цилиндра, а с другой - поверхности цилиндра в плоскости вращения кривошипа, которая контактирует с юбкой поршня. В результате этого цилиндр становится овальным. Кроме того часто на цилиндрах появляются продольные царапины. Это связано с попаданием с воздухом и топливом (сверху) или с маслом (снизу) различных частиц загрязнений и продуктов изнашивания деталей.
При правильной расточке блока цилиндров обеспечивается: